История России

Черноморский флот: 233 года на службе Отечеству

Во второй половине ХVIII в. Россия добилась крупных успехов в борьбе за выход к морям и утвердилась на берегах Азовского и Черного морей. В результате русско-турецкой войны (1768-1774) по Кючук-Кайнарджийскому мирному договору Россия получила часть земель между реками Днепр и Буг, Кубань, Азов, Таганрог, Керчь, Еникале, Кинбурн. Крымское ханство объявлялось независимым от Турции.

В 1773 г. на Черном море успешно действовала созданная на основе Азовской флотилии Черноморская эскадра. Она базировалась в Керчи и двумя отрядами несла крейсерскую службу между Балаклавой, Феодосией и Суджук-Кале (ныне — Новороссийск). После окончания войны на Дону продолжалось строительство боевых кораблей. Строились, главным образом, парусно-гребные суда, 32-пушечные фрегаты и казачьи лодки. В 1778 г. по указанию Новороссийского генерал-губернатора князя Г.А. Потёмкина для строительства глубокосидящих морских судов и вывода их прямо в Черное море был основан Херсон, «и к построению при нем порта» был назначен генерал И.А. Ганнибал.

Несмотря на подписание мирного договора, между Россией и Турцией развернулась сложная дипломатическая борьба за Крым. Результатом этой борьбы явилось присоединение Крыма к России. Рескриптом Екатерины II от 8 апреля 1783 г. «полуостров Крымский, Тамань и вся Кубанская сторона» были включены в состав России. Крымский хан отказался от престола. Присоединение Крыма к России имело прогрессивное значение: с ликвидацией Крымского ханства навсегда была устранена угроза разорительных набегов с юга на русские земли, Турция лишилась основной базы своей агрессии в северном Причерноморье. Для защиты отвоеванных у Турции исконно русских земель и обеспечения судоходства на Черном море Россия нуждалась в сильном флоте.

Длительное время шли поиски удобных мест для базирования главных сил флота. Одной из таких бухт оказалась Ахтиарская, расположенная на юго-западном берегу Крымского полуострова, у развалин древнего Херсонеса.

2 мая 1783 г. в Ахтиарскую бухту прибыла эскадра из пяти фрегатов и восьми других судов Азовской флотилии под командованием вице-адмирала Ф.А. Клокачева. С этого времени морские силы на юге России стали именоваться Черноморским флотом (ЧФ). В честь его основания в том же году была отлита медаль «Слава России».

Ахтиарская бухта стала основным пунктом базирования кораблей флота. 3 июня 1783 г. в торжественной обстановке были заложены первые четыре здания будущего города и порта. Первоначально он назывался Ахтиар (Белый утес), а затем в соответствии с указом Екатерины II от 10 февраля 1784 г. был назван Севастополем («Достойный город»).

В 1785 г. был утвержден первый штат Черноморского флота, по которому он должен был иметь 12 линейных кораблей, 20 больших фрегатов, пять боевых шхун, 18 транспортных и вспомогательных судов. Флот быстро рос и к маю 1787 г. насчитывал в своем составе 46 вымпелов: три линейных корабля, 12 фрегатов, три бомбардирских корабля, 28 других военных судов.

Однако Турция не могла смириться с потерей Крыма и появлением на Черном море российского флота. Это привело к новой войне, в которой Россия выступила в союзе с Австрией. Турцию же поддерживали и помогали ей Англия, Франция и Пруссия. В августе 1787 г. Турция предъявила России ультиматум с требованием возвратить Крым, признать Грузию вассальным владением султана и согласиться на установление турецкого контроля над русскими судами при проходе их через проливы. Россия ответила отказом. Это и послужило поводом к новой войне.

В историю этой войны вошли бои и сражения на море у острова Фидониси (3 июля 1788 г.), Керченского пролива (8 июля 1790 г.), Тендры (28 августа 1790 г.) и мыса Калиакра (31 июля 1791 г.). Победы Ф.Ф. Ушакова сорвали все планы Турции атаковать Крым с моря. Они способствовали, наряду с успехами русской армии, ускорению переговоров и заключению Ясского мирного договора (29 декабря 1791 г.), согласно которому Турция навечно передавала России Крым, Очаков, Кинбурн и Азов.

В связи с развитием Черноморского флота возникла необходимость в строительстве более удобной и безопасной корабельной верфи, которая была заложена в устье Ингула в июне 1788 г. Через год, 27 августа 1789 г., новый город был назван Николаевом, он и стал центром судостроения на юге страны. Одновременно с объявлением Севастополя в 1804 г. главным портом Черноморского флота в нем также началось кораблестроение.

В 1826 г. в Севастополе был построен 18-пушечный бриг «Меркурий», экипаж которого под командованием капитан-лейтенанта А.И. Казарского 14 мая 1829 г. одержал блестящую победу над двумя турецкими линейными кораблями, имевшими десятикратное превосходство в людях и вооружении. Бриг «Меркурий» первым из кораблей Черноморского флота награжден кормовым Георгиевским флагом.

В середине XIX в. усилиями выдающихся адмиралов А.С. Грейга, М.П. Лазарева, П.С. Нахимова и В.А. Корнилова Черноморский флот стал одним из лучших парусных флотов Европы.

Во время Крымской войны (1853–1856) эскадра Черноморского флота под командованием вице-адмирала П.С. Нахимова 18 ноября 1853 г. одержала блестящую победу над турецким флотом в Синопской бухте. Из 16 кораблей противник потерял 15. Это было последнее крупное сражение эпохи парусного флота.

Главным событием Крымской войны явилась оборона Севастополя 1854–1855 гг. 349 дней длилась Севастопольская эпопея, во время которой доблестно сражались на бастионах Севастополя моряки-черноморцы под командованием адмиралов В.А. Корнилова, В.И. Истомина, П.С. Нахимова.

 

К началу ХХ в. Черноморский флот превратился в серьезную боевую силу на юге России. В его составе было семь эскадренных броненосцев, две артиллерийские плавучие батареи («поповки»), крейсер, три минных крейсера, 22 миноносца, шесть канонерских лодок, девять миноносок, два парохода, восемь транспортов. К осени 1917 г. Черноморский флот насчитывал уже 177 боевых кораблей, имел транспортную флотилию.

В начале 1918 г. революционные моряки Черноморского флота совместно с населением Крыма вели активную борьбу за установление новой власти, а затем, с весны, участвовали в борьбе с наступающими силами германских войск. Чтобы не допустить захвата кораблей флота немцами, часть из них была переведена в Новороссийск, где по приказу большевиков они были затоплены. Более 130 кораблей покинули Севастополь и ушли в тунисский порт Бизерту и некоторые другие. Шансы на восстановление флота появились только после 1920 г. Свое первое значительное плавание по Черному морю, в котором приняли участие более 20 кораблей, возрожденный флот совершил осенью 1923 г.

В 1928 г. восстановление флота было в основном закончено, и началась его техническая реконструкция. В 1929–1937 гг. Черноморский флот получил более 500 боевых кораблей различных классов, сотни боевых самолетов. Были созданы военно-воздушные силы, береговая оборона и система противовоздушной обороны (ПВО) ЧФ.

К началу Великой Отечественной войны (1941–1945) в состав ЧФ входили линейный корабль «Парижская коммуна» (позднее переименованный в «Севастополь»), крейсеры «Красный Крым», «Ворошилов», «Молотов», три лидера, 14 эсминцев, 47 подводных лодок, 15 тральщиков, четыре канонерские лодки, два сторожевых корабля, минный заградитель, 34 торпедных катера, десять катеров-охотников, вспомогательные суда. ВВС флота насчитывали 625 самолетов. В полной боевой готовности встретил флот нападение фашистской Германии. Перед Черноморским флотом была поставлена задача прикрывать и поддерживать Приморский фронт Сухопутных войск огнем артиллерии и ударами с воздуха. Корабли ЧФ уже в первые дни войны совершили дерзкие рейды на основные морские базы противника. Особое место в боевых действиях флота занимают оборона Одессы, Севастополя, Керченско-Феодосийская десантная операция, оборона Кавказа, освобождение Новороссийска.

За годы войны флот провел 24 десантные операции, было потоплено 835 кораблей и судов противника, 539 повреждено. 18 кораблям и частям присвоено звание гвардейских, 228 воинам-черноморцам присвоено звание Герой Советского Союза, 54766 человек награждены орденами и медалями.

В последующее время, восстановив инфраструктуру, разрушенную войной, Черноморский флот выполнял задачи по защите южных рубежей страны. Корабли, подводные лодки и авиация ЧФ выполняли задачи по несению боевой службы в различных районах Мирового океана.

После распада СССР, пройдя сложный и болезненный период сокращения зоны базирования, раздела между Россией и Украиной, Черноморский флот выстоял, сохранил свою боеспособность.

12 июня 1997 г., после заключения российско-украинского соглашения, определяющего статус флота на территории Украины, на кораблях Черноморского флота был вновь поднят исторический Андреевский флаг, под которым черноморцы возобновили участие сил в дальних походах не только в Средиземном море, но и в Атлантическом, Индийском и Тихом океанах.

В 2010 г. Черноморский флот организационно вошел в состав Южного военного округа.

В том же году флагман Черноморского флота гвардейский ракетный крейсер «Москва» представлял Черноморский флот на оперативно-стратегическом учении «Восток-2010» на Тихоокеанском флоте.

В конце 2012 года корабли и вспомогательные суда Черноморского флота совместно с другими флотами возобновили деятельность постоянной группировки ВМФ России в Средиземном море.

2 апреля 2014 г. в связи с принятием в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов – Республики Крым и города федерального значения Севастополя Президентом России Владимиром Путиным подписан Федеральный закон № 38-ФЗ «О прекращении действия соглашений, касающихся пребывания Черноморского флота Российской Федерации на территории Украины», которым прекращены действия соглашений между Российской Федерацией и Украиной о параметрах раздела Черноморского флота, статусе и условиях пребывания ЧФ Российской Федерации на территории Украины от 28 мая 1997 г., по вопросам пребывания ЧФ Российской Федерации на территории Украины от 21 апреля 2010 г., а также Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Украины о взаиморасчётах, связанных с разделом Черноморского флота и пребыванием ЧФ Российской Федерации на территории Украины от 28 мая 1997 г.

После событий «Крымской весны» началось обновление корабельного состава, авиации и техники Береговых войск. Были возрождены и сформированы заново ряд соединений и частей, начался процесс модернизации Черноморского флота.

В период проведения операции Воздушно-космических сил России в Сирийской Арабской Республике силы флота из состава постоянной группировки ВМФ в Средиземном море осуществляли прикрытие с морских направлений действий авиации с авиабазы Хмеймим.