Культура
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КРЕМЛЁВСКИЙ ДВОРЕЦ
Расположенный в сердце столицы России – в древнем Московском Кремле, Государственный Кремлёвский Дворец был построен в 1961 году за 16 месяцев – в кратчайшие по тем временам сроки – при активной поддержке Первого Секретаря ЦК КПСС Никиты Сергеевича Хрущева. Выбор места для строительства Дворца представлял собой особенно ответственную задачу. Расположение этого монументального сооружения должно было соответствовать его общественно-политической роли. Строительство Дворца на территории Московского Кремля – месте, священном для русского человека, наиболее полно отвечало этим высоким требованиям. Московский Кремль – это не только выдающийся исторический и архитектурный памятник прошлого, но и, прежде всего, центр нашей столицы, средоточие высших органов власти страны. Именно здесь решено было реализовывать идею строительства Дворца. Начался закрытый конкурс на создание проекта здания. Среди двенадцати предложенных вариантов проекта победителем и, в дальнейшем, руководителем авторского коллектива архитекторов стал Михаил Васильевич Посохин. Этот выдающийся архитектор, удостоенный за проект Кремлёвского Дворца Ленинской премии, был в то время главным архитектором Москвы и начальником Главного архитектурно-планировочного управления города.
В авторский коллектив вошли: архитекторы А. А. Мндоянц, Е. Н. Стамо, П. П. Штеллер, Н. М. Щепетильников; инженеры Г. Н. Львов, А. Н. Кондратьев, С. Я. Школьников, Т. А. Мелик-Аракелян и многие другие, в дальнейшем также удостоенные Ленинской премии за этот проект. На стадии проектирования здание было поделено на три главные составляющие, каждая из которых разрабатывалась отдельной группой людей. Зал создавал Е. Н. Стамо со своей бригадой. Фойе проектировала группа П. П. Штеллера, а фасады разрабатывались под руководством А. А. Мндоянца. Когда началась детальная разработка проекта, строительных зон стало значительно больше. Правительственную, «закрытую», часть создавал архитектор КГБ Г. В. Макаревич. Зимний сад проектировала К. Закарьян. Фасад, выходящий в Теремной дворец, создавал В. Локтев.
В первоначальном варианте зал был рассчитан на 4000 мест. В дальнейшем масштабы Кремлёвского Дворца было решено увеличить. Косвенными «виновниками» этого оказались китайские архитекторы. В 1959 году в Китае праздновалось образование КНР, в связи с чем, было принято решение построить десять крупных зданий в Пекине, среди которых также планировался Дворец Съездов, рассчитанный на 10 000 мест с огромным банкетным залом. Н. С. Хрущев, присутствовавший на торжествах, был поражен этим сооружением и рассказал о нем М. В. Посохину.
Начался новый этап работы. Было принято решение не только увеличить зал заседаний до 6000 мест, но и, главное, спроектировать банкетный зал максимальной вместимости. Для ознакомления с опытом строительства подобных зданий группа главных авторов выехала в ФРГ и США. Многие идеи элементов архитектуры были тогда привезены из-за рубежа, в частности интерьер зала заседаний ООН в Нью-Йорке, облицованный модной по тем временам деревянной рейкой, был практически импортирован в Кремль. Менее представительная делегация была направлена в Пекин перенимать опыт проектирования банкетного зала. Здание росло. Были добавлены еще один уровень со стороны Арсенала и несколько этажей под землей, чтобы разместить увеличившиеся зрительские гардеробы. Банкетный зал в итоге решили возвести в верхней части здания, прямо над зрительным залом.
Много споров вызывала и разработка архитектурного решения фасадов. Рассматривалось множество вариантов: от почти закрытого с аркадами до абсолютно прозрачного. Так поэтапно сформировался хорошо знакомый силуэт Кремлёвского Дворца. Простые, геометрически чистые и ясные архитектурные формы обусловили торжественный благородный колорит интерьеров Дворца. Величавость, сдержанность декора, столь типичная для древнерусского зодчества, позволила Дворцу великолепно вписаться в ансамбль зданий Московского Кремля – ансамбль, в котором каждое столетие оставило свои неповторимые белокаменные черты. К лету 1961 года огромное здание Кремлёвского Дворца было сооружено и отделано снаружи белым уральским мрамором, золотистым анодированным алюминием и стеклом, а внутри — красным карбахтинским гранитом, мрамором коелга и узорчатым бакинским туфом. В отделке стен и наборных паркетах были использованы ясень, дуб, бук, тихоокеанский орех и граб. Гербовый фриз из разноцветной смальты был выполнен по эскизам и под руководством знаменитого художника А. А. Дейнеки. Занавес, представляющий собой декоративные панно из тонких чеканных металлических листов, был изготовлен мастерами Латвийского Художественного фонда под руководством Х. М. Рысина по эскизу профессора А. А. Мыльникова.
На банкете, посвященном завершению строительства Дворца съездов, Посохин назвал первым зодчим этого глобального проекта… Никиту Сергеевича Хрущева, а Кремлёвский Дворец – «детищем оттепели». В памятный день открытия Дворца 17 октября 1961 года зрителям была представлена программа праздничного концерта, в которую вошли фрагмент балета «Лебединое озеро» и выступления мастеров искусств различных жанров.
Кремлёвский Дворец как театрально-концертная площадка с первых дней работы был отдан в распоряжение Большого Театра СССР в качестве второй сцены. На протяжении десятков лет в Кремлёвском Дворце шли оперные и балетные спектакли текущего репертуара и выпускались премьеры Академического Большого театра СССР с участием его выдающихся солистов и оркестра. Построенный прежде всего для массовых социально-политических мероприятий, Кремлёвский Дворец стал местом проведения партийных и профсоюзных форумов 60-х – 80-х годов. В его стенах были проведены XXII — XXVII съезды КПСС. Кроме того, на сцене ГКД с успехом стали выступать легендарные певческие и танцевальные коллективы, такие как Государственный академический ансамбль народного танца под руководством Игоря Моисеева, Дважды краснознаменный ансамбль песни и пляски Российской Армии имени А. В. Александрова, Государственный академический русский народный хор имени М. Е. Пятницкого, Академический хореографический ансамбль «Березка» и многие другие. Сцена Кремлёвского Дворца помнит виртуозный танец Ольги Лепешинской, Майи Плисецкой, Наталии Бессмертновой, Екатерины Максимовой, Людмилы Семеняки, Мариса Лиепы, Владимира Васильева, Михаила Лавровского; неповторимые тембры голосов прославленных солистов оперы Большого: Галины Вишневской, Елены Образцовой, Тамары Милашкиной, Ирины Архиповой, Тамары Синявской, Беллы Руденко, Маквалы Касрашвили, Зураба Соткилавы, Владислава Пьявко, Александра Ведерникова и т. д. Многие исторические и памятные события проходили в здании Дворца. Здесь проводились первые съезды депутатов, когда в яростном поединке происходило становление молодой российской демократии. Именно на этой сцене была произнесена присяга первого Президента суверенной России. В 1992 г. Указом Президента РФ Кремлёвский Дворец съездов (КДС) был преобразован в Государственный Кремлёвский Дворец (ГКД). На сегодняшний день Кремлёвский Дворец находится в ведении Управления Делами Президента Российской Федерации.
Государственный Кремлёвский Дворец прочно закрепил за собой звание центральной театрально-концертной площадки страны. Его особый статус обусловлен тем, что он расположен на территории резиденции Президента Российской Федерации – в Московском Кремле. Это предполагает большую общественную значимость проводимых здесь мероприятий.
Сегодня зрительный зал Кремлёвского Дворца – один из лучших в мире. После комплексной модернизации звукового и светового оборудования, проведенной в 2013 году, он встал, по оценке авторитетных специалистов, в один ряд с такими прославленными залами мира, как «Карнеги-холл» и «Ирвин-плаз» в Нью-Йорке, «Шрайн Аудиториум» в Лос-Анджелесе, «Олимпия» в Париже, Королевский Шекспировский театр в Стрэтфорде, зал «Стравинский» в Монтре.